Вавилон в Библии:

Башня в античной литературе

Джим Ровира

Июль 1998

Перевод с английского: М. Касьяник

 

 

"Бытие" это книга о происхождении, объясняющая возникновение всего от вселенной до местных архитектурных памятников. Сообщение о вавилонской башне в книге Бытия (11:1-9) описывает истоки разнообразия в человеческой культуре и языке. Эта история довольно уникальна для семитской культуры, поскольку параллельные сообщения содержатся в "Энума Элиш", рассказе о строительстве Вавилона с его храмовой башней, и в шумерской истории, повествующей о времени, когда все люди говорили, или будут говорить, на одном и том же языке. Для сравнения, библейская история о сотворении мира и потопе имеет параллели в египетской, вавилонской, шумерской и финикийской литературе.

Шумерский эпос "Энмеркар и властитель Аратты" является самым близким соответствием истории, рассказанной в "Бытии".  В нем говорится о золотой эре, когда "Человек не имел соперников", а "целая вселенная и все люди на одном языке в унисон говорили с Энлилом". Но

Энки предводитель богов
переменил речь в их устах
и внес раздор в нее,
в речь людей, что (до той поры) была единой.

Некоторые ученые переводят этот текст таким образом, что он становится выражением надежды на будущее, в котором все человечество заговорит однажды на одном языке, разумеется на шумерском. В любом случае, в "Энмеркаре" различия между языками это компонент борьбы между богами Энлилом и Энки в контексте политеистической системы верований.

"Бытие", напротив, трактует разнообразие языков как Божью кару за человеческое высокомерие. Башня была первым в мире небоскребом, сооружением, воздвигаемым с той же целью, что и сегодняшние монолиты: Пойдем, построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. Сама высота башни характерна для крайне инфантильного проявления человеческого соперничества и гордыни. Даже архитекторы, сооружавшие в былые века готические соборы, состязались в стремлении построить самый высокий из них, тогда как нынешние архитекторы точно так же соревнуются в городах современности. Строительство Башни "высотою до небес" символизирует попытку человечества добраться до неба для того, очевидно, чтобы занять место Бога. Это при том, что башня сама по себе служила наглядным проявлением амбициозного стремления человечества достичь божественного статуса. Для сравнения отметим, что сегодняшние небоскребы выражают концентрацию богатства и власти, а самый верхний этаж приберегается для самого богатого, обладающего наибольшим могуществом индивидуума.

Божественная реакция на Вавилонскую Башню прямо противоположна людским планам, и это проявляется даже в выборе слов, описывающих действия Бога: Сойдем же, и смешаем язык их" противопоставляется фразе Пойдем, построим себе город и башню , а прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" словам " и не отступятся они от того, что начали делать. Человечество собирательно изображено этаким фаустовским персонажем, стремящимся достичь крайних  пределов человеческих возможностей и даже превзойти их. Такая трактовка, несомненно, низводит Бога до неуверенного в прочности своего положения божества, применившего сверхъестественные сила для подавления не по возрасту развитого человечества. Суть проблемы заключается, по-моему, не в людских амбициях, поскольку человечество ранее, согласно той же книге "Бытия", уже имело околобожественный статус.

Сотворение движется в "Бытии" от бесформенной, пустынной земли к упорядоченной вселенной, оно происходит, подчиняясь циклам дня и ночи, и завершается землей, изобилующей жизнью. На каждой стадии сотворения Господь призывал к существованию свет, небо, сушу, море и растительную жизнь, зверей земных и, наконец, человеческие существа. Да будет вот она, ключевая фраза; каждым таким заявлением Бог претворял в сущее то, что должно было быть создано. На последнем этапе Бог создал Адама и Еву, повелев им ухаживать за Райским садом, плодиться и размножаться, наполнять землю и владеть ею и владычествовать над всяким животным. В главе 2 "Бытия" Адам нарекает имена животным. Делая это, он занял место рядом с Богом, имитируя его творчество. Точно так же, как Бог "назвал" в бытие все сотворенное, Адам назвал всех животных, определив их сущность и место в мире.

Остается один вопрос: Если Адам и Ева были созданы править всей землей, то что плохого в человеческой амбициозности? Амбиция человека, выразившаяся в строительстве Башни, это амбиция стремления вверх вместо стремления вовне, к небу вместо лица земли. Бог повелел Адаму и Еве "наполнять землю и владеть ею, поэтому концентрация всего человечества в одной башне противоречила Божественным планам. Поскольку земля удел человечества, а небо удел Бога, строительство башни, предназначенной вместить все человечество, отражает стремление людей сместить Бога и не просто личное стремление отдельного человека сместить Бога, а коллективное человеческое стремление. Построим себе вот мотив Башни. Нет Нимрода, который стал бы великим предводителем людей. Пока еще нет. Господним лекарством от людской гордыни стало смешение языков и рассеяние человечества по лицу земли.

Интересно, что разнообразие человеческих культур и языков было, таким образом, установлено Богом. И в то же время, оно изображается как временная мера, как дамба, сдерживающая воды человеческого бунта. В чисто отрицательном смысле "разнообразие" означает разделение, а разделение было введено для ограничения возможностей людей до тех пор, пока человечество восстает против Бога. При этом, если проследить тему разнообразия по библейским текстам, в конце истории произойдет страстно ожидаемое окончательное слияние всего человечества. Как в книге пророка Исайи (65), так и в книге Откровений людям обещаны новое небо и новая земля, на которой сгинет старая вражда: Волк и ягненок будут пастись вместе, а все человечество соберется вместе перед Господом. После того посмотрел я и увидел великое множество, коего не счесть никому, из всех народов, племен, людей и языков. Новый Завет представляет Церковь как раннее воплощение этого обещания на будущее. В "Деяниях", глава 2, описывается, как собравшиеся вместе апостолы говорят на языках, которых они не знают, и все это ради блага толпы, сошедшейся даже из отдаленных концов Римской империи. Вероятно, это может рассматриваться как отмена приговора Божьего суда над Вавилонской Башней. Павел в послании к Галатам (глава 3) пишет, что "нет уже ни Иудея, ни Эллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе и в главе 12 Первого послания к Коринфянам формулирует принцип единства в многообразии. Различия в культурах, с одной стороны, предопределены Богом, а с другой Богом же обращены; человечество удалено от Бога и воссоединилось с Богом.

Башня получила название "Вавилон" после того, как Бог вмешался и разрушил людские амбиции. Вавилон на иврите означает "смешанный, запутанный". Зато на вавилонском, языке, родственном ивриту, "вавилон" значит "ворота бога". Ибо история Вавилонской Башни не просто рассказ о том, откуда взялись языки человечества, но и рассказ о происхождении одного из двух великих библейских городов, Вавилона. Второй великий библейский город это, разумеется, Иерусалим, и они представляют противоположные течения в истории человечества, их отношения с Богом противоположны. Вавилон произошел от башни, строившейся, чтобы достать до неба, а Иерусалим это город, в котором был построен храм, обиталище и место присутствия  Бога. Один олицетворяет собой человечество, объединившееся против Бога, второй вместилище точки, на которой в Израиле сконцентрировано поклонение Богу. Эти города насыщены символизмом, проходящим сквозь все еврейские и христианские писания, но полное значение их обоих выражено лучше всего в книге Откровений.

Иоанн изображает Вавилон в Откровении (17, 18) как блудницу, сидящую на звере багряном, который, в свою очередь, сидит на водах многих. При всей загадочности книги Откровений большая часть образов довольно понятно объясняется в потоке самого повествования. Жена эта "великий город, царствующий над земными царями", и на челе ее написано имя:

ТАЙНА
ВАВИЛОН ВЕЛИКИЙ
МАТЬ БЛУДНИЦАМ
И МЕРЗОСТЯМ ЗЕМНЫМ

По ходу Откровений (17, 18) жена эта ассоциируется с роскошью, властью, славой, оккультизмом, половой распущенностью и гордыней, но главная ассоциация с богатством. Ее падение оплакивают (хотя и держась на безопасном расстоянии) не кто иные как цари, купцы и корабельщики, потому что богатство и роскошь, перепадавшие им от нее, исчезли. Текст Откровений (17) сообщает нам, что "многие воды" олицетворяют человечество в совокупности, тогда как зверь, на котором жена восседает, являет собой политическую власть, в конечном итоге власть антихриста. Это не просто Божественное откровение, это еще и проницательный социальный анализ: все, что составляет Вавилон, покоится на политической власти, которая опирается на все человечество. Кроме того, жена пьяна, она упоена кровию святых, замученных ею. Вавилон и Иерусалим в вечной оппозиции, и падение одного означает возвышение другого.

Иоанново описание Блудницы на Звере не было пророчеством о будущем, а являлось описанием современности его современности и всех будущих "современностей" до той поры, пока Блудница не будет свергнута. Башня это капитализм с его торговлей "телами и душами человеческими" ради коммерческой наживы (Откровение 18:13). Это философия марксизма жаждет сместить Бога, чтобы человечество могло "вращаться вокруг себя самого как собственного истинного солнца. Она жестока, кровава и бессердечна, и стремится лишь к удовольствиям, а все, принимающие участие в нынешнем мире, питают эту систему и страдают под ее гнетом. Божественный ответ, предсказанный и в христианских, и в еврейских книгах, указывает на иное свержение, очередное и последнее, ради  основания Нового Иерусалима.

Jim Rovira can be reached at jamesrovira@yahoo.com

Перевод выполнен Михаилом Касьяником, mkassianik@hotmail.com

Babel in Biblia:

The Tower in Ancient Literature

by Jim Rovira

 

July 1998

 

 

Genesis is a book of origins, explaining the origins of everything from the universe to local landmarks. The Babel account of Genesis 11:1-9 describes the origin of diversity in human culture and language. This story is relatively unique in Semitic literature with parallel accounts being the Enuma Elish, a story about the building of Babylon and its temple tower, and a Sumerian story which tells of a time when all people spoke, or will speak, the same language. In contrast, the Biblical accounts of both creation and the flood are paralleled in Egyptian, Babylonian, Sumerian and Phoenician literature.

A Sumerian epic entitled Enmerkar and the Lord of Aratta is the closest parallel to the Genesis story. It speaks of a golden age when “Man had no rival,” and “the whole universe, the people in unison, to Enlil in one tongue spoke.” But,

Enki. . .the leader of the gods
changed the speech in their mouths
brought contention into it,
into the speech of man that (until then) had been one.

Some scholars translate this text so it presents a future hope that all humanity will one day speak the same language--Sumerian, of course. Either way, in Enmerkar diversity of languages is a matter of competition between the gods Enlil and Enki within the context of a polytheistic belief system.

In contrast, the Genesis account presents diversity of language as a divine judgment upon human arrogance. The Tower was the world’s first “skyscraper,” a structure built for the same reasons today’s monoliths are erected: “Come, let us build for ourselves a city and a tower with its top to the sky to make for ourselves a name, lest we be scattered over the face of the whole earth.” The height of the tower itself is representative of the most infantile expressions of human pride and competitiveness; even the architects designing Gothic cathedrals of bygone centuries competed to build the tallest, while modern architects compete similarly in today’s cities. Building a tower “with its top to the sky” symbolizes humanity’s attempt to ascend to heaven, ostensibly to take the place of God, the Tower itself being a visible representation of humanity’s ambitions to attain divine status. In comparison, today’s skyscrapers represent a concentration of wealth and power, the uppermost level being reserved for the wealthiest, most powerful individual.

The Divine response to the Tower of Babel stood in direct opposition to human planning, evident even in the choice of words used to describe God’s activity. “Come, let us go down and mix up their languages,” stands in opposition to, “Come, let us build for ourselves a tower. . .”. “Lest we be scattered over the face of the earth,” stands in opposition to, “lest nothing they plot to do be beyond them.” Collective humanity is portrayed as a Faustus character, striving to reach the very limits of human capability, even surpassing them. This presentation, of course, makes the Divine out to be an insecure Deity using supernatural power to stifle a precocious humanity. The real problem, I think, is not with human ambition but with the direction our ambitions take, for humanity had already been elevated to near Divine status earlier in the Genesis account.

Creation progresses in Genesis from a formless, void earth to an orderly universe operating on cycles of day and night, culminating in an earth teeming with life. At each stage of the process God called into being light, the skies, dry land, sea and plant life, land animals, and finally human beings. “Let there be. . .” was the operative phrase; with each declaration God called into being that which was to be created. At the last stage of the process God created Adam and Eve, commanding them to tend to the Garden, be fruitful and multiply, fill the earth and subdue it, and rule over all the animals. In Genesis 2, Adam names the animals. By doing so he took his place alongside God, imitating God’s creative activity. Just as God “named” into existence all of creation, Adam names all the animals, defining their identity and place in the world.

The question remains, “If Adam and Eve were created to rule the entire earth, what is the problem with human ambition?” Human ambition as expressed in the building of the Tower is an ambition spreading upward instead of outward, to the skies instead of across the face of the earth. God commanded Adam and Eve to “fill the earth and subdue it,” so all of humanity located in a single tower stood in opposition to the Divine plan for humankind. Since the earth is the domain of humanity, and the skies the domain of God, building a tower to house all humankind represents human striving to supplant God--and not just individual human striving to supplant God, but collective human striving. “Let us build. . .” is the motif of the Tower, there is no Nimrod to serve as a great leader of men. Not yet. God’s remedy for human pride was to confuse human language and scatter humanity across the face of the earth.

Interestingly, diversity of human culture and language has therefore been established by God. But at the same time it is depicted as a stopgap measure, like a dam holding back the waters of human rebellion. Diversity in purely negative terms means division, and division has been established to limit human potential while humankind is in rebellion to God. However, following the theme of diversity throughout the Biblical record, a final reunion of all humankind is eagerly anticipated at the end of history. Both Isaiah 65 and the book of Revelation promise a new heavens and a new earth in which old animosities have been destroyed, “The wolf and the lamb will feed together,” and all humanity is gathered together before God, “After this I looked and there before me was a great multitude that no one could count, from every nation, tribe, people and language.” The New Testament presents the Church as an early realization of this future promise. Acts chapter 2 records the gathered disciples speaking in languages they did not know for the benefit of a crowd gathered from even the most distant regions of the Roman Empire, perhaps as a reversal of the Divine judgment at the Tower of Babel. Paul writes in the book of Galatians (chapter 3) that there is “neither Jew nor Greek, slave nor free, male nor female, you are all one in Christ Jesus,” and establishes the principle of unity in diversity in 1 Corinthians 12. Diversity of culture is both God ordained and God reversed; humanity is dislocated apart from God, and reunited within God.

The tower was named “Babel” after God intervened to frustrate human ambition. “Babel” is Hebrew for “mixed up, confused.” But Babylonian, a sister language to Hebrew, understands “babel” to mean “the gate of the god.” For the story of the Tower of Babel is not just the story of the origins of human languages, but the story of the origin of one of the two great Biblical cities, Babylon. The other great Biblical city is, of course, Jerusalem, each representing opposing streams in human history and standing in a different relationship to God. Babylon’s origins are in a tower built to reach the heavens, Jerusalem is the city of peace in which the temple was built, the dwelling place of God’s presence. One is representative of humanity united against God, the other houses the focal point of worship for Israel. These cities are laden with symbolism throughout the Hebrew and Christian Scriptures, but the full import of them both are best described in the Book of Revelation.

John represents the city of Babylon in Revelation 17-18 as a prostitute riding a scarlet beast, which in turn is sitting on many waters. As cryptic as the book of Revelation can be, most imagery is explained fairly clearly within the stream of the narrative. The woman is “the great city that rules over the kings of the earth,” and on her forehead was written the following title:

MYSTERY
BABYLON THE GREAT
THE MOTHER OF PROSTITUTES
AND OF THE ABOMINATIONS OF THE EARTH

Within Revelation 17-18, the woman is associated with luxury, power, fame, the occult, sexual immorality, and pride, but the overwhelming association is with wealth. It is kings, merchants, and sea captains who mourn her overthrow (while keeping at a safe distance) because the wealth and luxury they had enjoyed from her are gone. The narrative of Revelation 17 tells us the “many waters” represent collective humanity, while the beast upon which the woman rides represents political power, ultimately the power of the antichrist. This is shrewd social analysis as well as Divine revelation; all that is Babylon rides upon political power, which rests upon all humankind. The woman was also drunk, drunk on the blood of the saints she had martyred. Babylon and Jerusalem are eternally opposed, and the overthrow of the one means the exaltation of the other.

John's depiction of the Prostitute on the Beast isn't intended as prophecy of the future, but as a description of the present--both his present and all future "presents" until the time of the Prostitute's overthrow. The Tower is capitalism with its trade in the “bodies and souls of men” for commerce and profit (Revelation 18:13). It is philosophical Marxism that seeks to supplant God so that humankind can “revolve around itself as its own true sun.” It is cruel and bloody, heartless and pleasure oriented, and all those who participate in the world today feed this system and suffer under it. The Divine response predicted in both the Christian and Jewish Scriptures points toward another overthrow, the next one a final one, to establish a New Jerusalem.

 

Jim Rovira can be reached at [email protected]